вторник, 11 января 2022 г.

ангелиша, которая хихикает над социализмом и коммунизмом.
в то время диссертация ангелиши: 
"Одним из первых примеров утопического осмысления действительности кризисных лет, который можно датировать ноябрем 1918 года, является драма Карла Крауса «Последние дни человечества»[108, P. 24-25]. Написание работы было начато в 1915 году, но первое издание стало возможным уже после Первой мировой войны в ноябре 1918 года. Особую ценность для исследования представляет предисловие, которое можно датировать не ранее октября – ноября 1918 года. Оно разительно отличается по стилистике написания, в отличие от основного повествования и может быть рассмотрено в качестве отдельного произведения, написанного в преддверии или в дни Ноябрьской революции. В качестве косвенного доказательства можно сослаться на схожие по стилистике призывы, которые звучат уже в точно датированном эссе «Обновленная Австрия» [107]. Если театрализация и фигурирование актеров как промежуточных героев является характерными чертами «Последних дней человечества», то предисловие предстает как крайняя точка данных процессов. Карл Краус начинает с того, что провозглашает – драма должна быть поставлена в театре на Марсе в течение 10 вечеров, т. к. Земля не способна выдержать подобного. Действие должно происходить на сотне сцен и в «различных кругах ада» [108, p. 24]. Этот прием довольно точно отражает ту тенденцию, которая была упомянута выше – аллегория столкновения машины и человека. Осуждая государственное устройство и бюрократический строй как символ капитализма, Краус обезличивает героев «Последних дней человечества», расщепляет их, лишая индивидуальности.
Обобщая основную проблему данного произведения, Краус пишет в предисловии: «Люди, <…>, обладающие не плотью, не кровью, но чернилами, опустились до уровня теней и марионеток и сведены к форме деятельной иллюзорности [108, Р. 25]». В противовес реальности, Краус призывает к объединению, проецирует утопию гармоничного миропорядка, которая стала возможна в результате революции: «<...> я приветствую сегодняшнее торжество дружбы и лояльности, <...>, глашатаев, которые сражались с духовным оружием в руках <...>. Я благословляю немецких репортеров из могучих и великолепных мегаполисов и других смелых, процветающих городов Германской империи, из Мюнхена, Франкфурта, Гамбурга, <...>. На немецкой земле, где звучит немецкая песня из немецкого сердца, я сердечно приветствую вас, мои дорогие товарищи (нем. Kameraden)». [109]. Неслучайно здесь упомянут мегаполис. Он, по мнению Крауса, предстает не только как негативное явление и отрицательный результат деятельности цивилизации, но также в нем кроется и спасительное начало. Объединение народа против машин, опасности поглощения ими человека. Неслучайно использование в качестве призыва слово «товарищи». Карл Краус не был сторонником левых идей, но принимал тенденцию радикализации общества в ноябре 1918 года, как естественный процесс: «Вот что я имею в виду: коммунизм как реальность – это лишь реакция на <...> идеологию, <...>, чёрт бы побрал его практику, но храни его Бог как вечную угрозу над головами тех, кто владеет благами, <...>». [2, С. 356] Очевидно, что Краус воспринимал коммунизм и левые импульсы в обществе как катализатор реализации самых смелых решений, которые смогут устранить конфликт машины и человека, стать символом объединения немецкого населения. Любопытной представляется и деталь, связанная с “немецкой землей”, “немецкой песней из немецкого сердца”, что не стоит расценивать как реакционистские устремления, сколько символ все того же поиска истинного и потерянного себя в единении с обществом."

Комментариев нет:

Отправить комментарий