воскресенье, 24 июня 2018 г.

Богословы, Х.Л. Борхес.

Иногда мужчина добивается любви женщины, чтобы забыть о ней, чтобы больше о ней не думать; так и Аврелиану хотелось превзойти Иоанна Паннонского, чтобы избавиться от неприязни, которую испытывал к нему, но отнюдь не для того, чтобы причинить ему зло.
[...]
Истории они известны под разными именами (спекуляры, абисмалы, каиниты) но самым общепринятым было "гистрионы", данное им Аврелианом и дерзостно ими подхваченное. Во Фригии их называли "симулякры", так же и в Дардании, Иоанн Дамаскин именовал их "формы" - тут следует заметить, что этот пассаж не признан Эрфьордом. Нет такого ересеведа, который бы с изумлением не сообщал об их чудовищных обычаях. Многие гистрионы проповедовали аскетизм - некоторые увечили себя, подобно Оригену, другие жили под землею, в клоаках, иные вырывали себе глаза; иные ("навуходоносоры" из Нитрии) "ели траву, как волы, и волосы выросли у них, как у орла". От умерщвления плоти и самоистязания они нередко переходили к преступлению, в некоторых общинах процветало воровство, в иных убийство, в иных содомия, кровосмешение и скотоложство. Все они были богохульники, поносили не только христианского Бога, но даже таинственных богов своего пантеона. Они сочиняли священные книги, утрату которых оплакивают ученые. Сэр Томас Браун писал около 1658 года: "Время уничтожило горделивые гистрионические Евангелия, но не Оскорбления, коим было подвергнуто их Нечестие"; Эрфьорд предположил, что эти "оскорбления" (сохранившиеся в одном греческом кодексе) - они-то и суть утерянные евангелия. Это кажется непонятным, если не знать космологию гистрионов.

[...]
В герметических книгах сказано: то, что есть внизу, подобно тому, что
есть вверху, а то, что есть вверху, подобно тому, что есть внизу; в "Зогаре"говорится, что мир нижний - это отражение мира верхнего. Гистрионы
12 ("Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим") и XI, 12основывали свое учение на извращении этой мысли. Они ссылались на Матфея VI, ("Царство небесное силой берется") в доказательствотого, что земля
ложь. Возможно, под влиянием монотонов они полагали, будто всякий человек -воздействует на небо, и еще приводили из Коринфян XIII, 12 ("Теперь мы видим как бы скозь тусклое стекло") как подтверждение того, что все нами видимое - это два человека, и истинный из них - тот, другой, на небе. Также воображали
(Какой-то отголосок этих учений есть у Блуа. ) Другие гистрионы считали, чтоони, что наши поступки отбрасывают неистребимое обратное отражение - стало быть, если мы бодрствуем, тот, другой, спит; если блудим, другой целомудрен; если грабим, другой честен. После смерти мы соединимся с ним и будем им. миру придет конец, когда исчерпается число его возможностей, и, поскольку
Большинству, как Пифагору, надлежит пройти через переселение в многие тела,повторений быть не может, праведник должен исключить (то есть совершить) наигнуснейшие дела, дабы таковые не запятнали будущего и дабы ускорить пришествие царства Иисусова. Это положение отрицали другие секты, утверждавшие, что в каждом человеке должна совершиться история всего мира. прежде чем они получат освобождение; другие, протеики, "за срок одной жизни
и имели с избытком" (Иоанн XII, 10). Говорили они также, что не быть злодеемсуть львы, драконы, кабаны, вода и дерево". Демосфен сообщает об очищении грязью, которому подвергали посвящаемых в орфические мистерии; подобно этому протеики искали очищения злом. Они полагали, как Карпократ, что никто не выйдет из темницы, пока не отдаст последней полушки (Лука XII, 59), и обычно обольщали кающихся еще другим стихом: "Я пришел для того, чтоб имели жизнь, - сатанинская гордыня... Множество разноречивых мифологий придумали
гистрионы: одни призывали к аскетизму, другие к распутству, и все - смущали умы. Теопомп, гистрион из Береники, отрицал все легенды: он утверждал, что
всякий человек - это орган, проецируемый божеством, дабы ощущать мир.

Комментариев нет:

Отправить комментарий