четверг, 26 октября 2017 г.

архитектура эпохи мэйдзи.

К 1867г. Япония была всецело готова к переменам, которые произошли после переворота Мейдзи. Необходимость новой волны заимствования иноземных традиций, так свойственной Японии, уже витала в воздухе. Естественно, что как только политика затворничества была ликвидирована, Япония стала с остервенением впитывать в себя культуру Запада. 
Период Мейдзи — переходный период в истории японской архитектуры. Здесь традиционная преемственность была нарушена, образовался «разрыв» японских ценностей. Он сопровождался ощущением собственной отсталости, что только подогрело необходимость японцев перенимать европейский опыт без его критической оценки и сопоставимости предлагаемых моделей к японским реалиям.


 Utagawa Sadahide: Americans Enjoying Sunday in Yokohama. 1861, 36 x 24.2 cm


В итоге, заимствованный классицизм, эклектические веяния (пусть даже и с попыткой интегрирования в традиционную архитектуру) стали такими же неуместными, как в повседневной жизни выглядел европейский костюм, поверх которого японец надевал кимоно. Девиз «богатая страна, сильная армия» стал заменять эстетику саби.
В архитектуре период Мейдзи несколько выходит за хронологические рамки исторических событий. Дело в том, что первое сооружение европейского типа появилось еще в 1865 г. - это было здание представительства торгового дома Гонконга. Оно представляло собой деревянное строение в форме трилистника, который, в свою очередь, был окружен верандами. Символом же завершения эпохи Мэйдзи можно считать отель «Империал» Фрэнка Ллойда Райта. Данное сооружение стало заключительным элементом в построении межкультурного моста с дальнейшей рефлексией уже японских архитекторов в русле необходимой степени и способах «заимствования». Т.е. здесь уже можно говорить о становлении критического мышления в интерпретации канонов западной культуры. 
Предпосылки и символика
Как говорилось ранее, авторитет европейцев в эпоху Мейдзи был неоспорим. Поэтому, именно им поручалось решение проблемы разрядки перенаселения городов, разработку его нового планирования.
Потребность в интенсификации промышленности также повлияла на постройку предприятий европейского типа. В этом русле стоит упомянуть, что с 1870 г. под контролем департамента промышленности происходит строительство фабрик, инженерных сооружений и т. д. Уже в 1871 г. под руководством департамента была построена прядильная фабрика европейского типа (г. Томиока). Сооруженная французами, она имела «П»-видную конструкцию и на тот момент являлась самой большой постройкой в мире данного типа.




Особого внимания заслуживает строительный материал большинства зданий этого периода — кирпич. Архитекторы Запада были уверены в высокой сейсмичности кирпичных, а позже и железобетонных конструкций (если не брать в расчет те случаи, когда они оставались полностью равнодушными по данным вопросам). Также здесь стоит упомянуть и тот аспект, что кирпич для японцев в эпоху Мейдзи стал тем символом престижа и приобщенности к европейским ценностям, к которым они стремились. 
В 70-е гг. Дж. Уотерс строит первую на территории Японии печь для обжига кирпича. С этого момента начинается его массовое внедрение в строительство.
В качестве символа стоит также упомянуть и внедрение стекла. Данный материал, в отличие от европейской постройки в целом, стал применяться и в массовом жилищном строительстве. Трагизм использования этого элемента состоит в том, что традиционные раздвижные сёдзи (которые не выступали преградой между духовным мироощущением и слиянием с вселенской пустотой, но лишь способствовали этому процессу путем органичного их раздвижения в любой удобный момент) стали заменяться стеклянными окнами. Теперь Японии суждено будет смотреть через ложную пелену стекла, трансформирующую своим покровом истину.




Виды строений и влияние Запада
Первый период (до 1886 г.) следует рассматривать как доминирование двух типов сооружений: деревянное зодчество и здания из кирпича и камня.
Преемственность первого типа достигается с помощью выполнения основных работ японскими плотниками. Последние были воистину мастерами высочайшего класса, что позволило им внедрять в новый тип строений традиционные элементы. Т.е. здесь имеет место сочетание европейского и японского. В перечень данного типа сооружений входят банки, гостиницы, торговые представительства. 
Наиболее известные: гостиница Цукидзи в Йокогаме (1868 г.), первый национальный банк в Токио (1872 г., арх. Кейсуке Симидзу). 








Если первое сооружение представляло собой копию американских провинциальных гостиниц ХIХ в., то второе носило эклектический характер (свойственно первоначальному освоению европейских традиций японскими архитекторами). Это связано с воссозданием каменных образцов в дереве. Японцы, выявив свою несостоятельность в этом, вынуждены были обратиться к американской архитектуре, в чьем зодчестве широко применялось дерево.
Ко второму типу архитектуры относятся государственные учреждения, которые ничем не отличаются от европейских и американских образцов. Если же говорить о каменных конструкциях как таковых, то последние требовали детальной разработки противосейсмических мер. Последние, конечно же, не проводились. Но факт остается фактом: с 1874 по 1880-е гг. Япония неустанно строит все государственные учреждения из камня.
Кирпичные здания также были вполне логичными в соответствии с замыслом правительства: Токио должно стать равным с Лондоном и Парижем. В связи с этим, Дж. Уотерсу было поручено отстроить квартал Гиндза (1875 г.), сгоревший при пожаре 1872 г.. Однако, эксперимент на удался и кирпичные строения еще долго пустовали. 






Стоит также отметить, что в данном направлении действует специальный департамент, который с 1868 по 1886 гг. контролирует проекты правительственных зданий.
Что касается основных элементов архитектурных конструкций в «западном стиле», то здесь можно выделить два основных критерия: веранда в два этажа и купол. Естественно, они не применялись в дальнейшем, т. к. шли вразрез с повседневным укладом жизни японцев, а также климатическими особенностями.


 Kusakabe Kimbei, 553. Grand Hotel, Yokohama. 1890s, 19 x 27 cm, hand-colored albumen silver print, Yokohama Archives of History. 


Если же говорить о влияниях, то стоит отметить, что период с 1868 по 1886 гг. знаменуется превалированием французских, английских и американских веяний (как символ демократических стремлений Японии). Значительное влияние на дальнейшее развитие японской архитектуры оказывает Дж. Кондер. Его главной целью в Японии было создание нового стиля, который, в отличие от сооружений его предшественников, примет во внимание климатические и топографические особенности. По его проектам были сооружены: государственный музей в парке Уэно (1882 г.), лекционный зал отделения литературы и права Государственного токийского университета (1884 г.), здание Мицубиси №1 (1894 г.). 


Ueno Park Museums, c. 1910.

Mitsubishi Ichigo-kan
Авторитет Дж. Кондера был настолько высок, что ему первому было поручено прочесть курс лекций о европейской архитектуре на территории Японии (1873 г.). 
С усилением милитаристских тенденций Япония стала ориентироваться на германские архитектурные традиции (а точнее, на ее консервативную линию, которой присуща гипертрофированная официозность). Наиболее известными представителями немецкой архитектуры были Г. Энде и В. Беккман. В связи с тем, что они вовсе не учитывали японской специфики, архитекторы зеркально переносили европейские веяния на японскую почву. 
Японские архитекторы и дискурс о преемственности
Уже в 80-х гг. на горизонте появилась плеяда японских архитекторов. В 1879 г. технологический колледж оканчивает первый выпуск архитекторов: Кинго Тацуно, Отокума Катаяма, Тацуядо Соне и Сигидзиро Садати, которым суждено будет сыграть важную роль в становлении новой японской архитектуры.
Однако, их ранним работам свойственно тотальное подражание европейским вкусам. В качестве примера можно привести проекты зданий Кинго Тацуно: Национальный японский банк в Токио (1896 г.), токийский центральный вокзал. Данные строения откровенно копируют образцы ренессанса и классицизма.
Продолжительное игнорирование национальных традиций привело в итоге к непосредственной реакции. Ее целью стало примирить европейское и японское. В качестве посредников данного процесса можно назвать Кейсуке Симидзу (младший) и Фрэнка Ллойда Райта.
Важное место в данном вопросе занимает дискуссия японских архитекторов о характере и будущем японской архитектуры, о возможности самобытного пути последней. 
Здесь обозначился конфликт между традиционалистами (Цута Ито, Ясухаро Оцука) и пропагандой западного стиля (Гонци Такеда и Кихо Окума). Все же, обе эти линии не отрицали необходимости использования как западной, так и японской традиций.
Разработка теоретических взглядов о характере японской архитектуры приводят к осознанию неправомерности красоты, лишенной смысла, не имеющей утилитарных свойств. Бесспорно, этот аспект можно рассматривать как непосредственное восстановление исконных японских ценностей. 

Как говорилось ранее, в роли заключительного элемента в построении межкультурного моста выступил Ф. Л. Райт и его отель «Империал» (1916-1922 гг.) в Токио. Строение представляло собой расчлененное здание (конструктор как идеальная модель зданий присуща всем работам Райта), что повышало его устойчивость при землетрясениях, с обильной орнаментацией и рельефностью. 











Сам Райт стал проецировать каноны японской архитектуры на свои дальнейшие работы уже за пределами Японии. Это в свою очередь послужило развитию конструктивизма. Райт провозгласил идею непрерывности архитектурного пространства. Форма должна была вытекать из его специфического назначения и уникальных условий среды, в которой она возводится. Не сложно догадаться, что прообразом данной концепции стало строение японского храма.
Отель «Империал» стал той точкой, которая окончательно убедила японских архитекторов в необходимости принятия во внимание традиционных ценностей и национального наследия. 
Следует также взять во внимание и тот факт, что традиционная японская архитектура оставалась устойчивой в массовом жилищном строительстве. В повседневной жизни быт основной массы населения не был изменен. Следовательно, традиции и в архитектуре не подверглись трансформации. Это оставшееся за кулисами продолжение традиций в свое время послужило самоопределению японской архитектуры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий