воскресенье, 28 июня 2015 г.

о копии скульптуры "утро" кольбе как апогее павильона германии миса ван дер роэ на барселонской выставке 1929 года

 Период Баухауза времен Людвига Миса ван дер Роэ знаменуется обращением к эстетической утопии. Он направил все усилия на возврат к идеям формообразования, очищенным от претензий на социальную активность. Все эти действия преследовали цель восстановления прежнего имиджа Баухауза, избавления его от крайне левых позывов. Также данную фазу можно охарактеризовать как следствие кризисных лет Веймарской республики.
Теперь концепция всего Баухауза определялась личным «стилем Миса». Последнему была свойственна технократическая утопия, базировавшаяся на идеалах неоплатонизма Фомы Аквинского в их первозданной версии. Дело в том, что Л. Мис ван дер Роэ, происходивший из католической семьи, сам всю жизнь оставался глубоко верующим. С годами он все более усугублял свои знания в сфере воссоединения духа и проекции его на объекты искусства, вдохновляясь теологическими трудами. Таким образом, с приходом кризисных лет Веймарской республики, в деятельность Баухауза вновь привносится сакральный аспект.
Мис ван дер Роэ опирается на идею, что существование субъекта (человека) само творит его сущность. Т.е., чем выше «творение», тем большего оно заслуживает. Это же касалось и среды его обитания.  Сущность же телесного заключается в единстве формы и материи. 
Влияние на формирование данной идеи оказали и измышления Аристотеля, естественно вытекающих из философии Ф. Аквинского. Он писал, что материя является пассивным субстратом, основой индивидуализации. Благодаря форме вещь может стать чем-то определенным. Форма (человека) не единственная причина сущности вещи, но также влияет из-за непосредственной индивидуализации самого себя. Каждый человек является отдельным видом, не похожим на другого. Чем совершеннее форма (внутренняя и внешняя), тем ближе существо к Богу. Душа обретает всю полноту лишь в единстве с телом, а корень ее свободы произрастает из разума.
На основе вышеизложенных теорий становится очевидным, что самоцелью архитектуры Баухауза теперь является слияние человека со средой его обитания, а строение (дом) теперь воспринимается как средство достижения индивидуализированных и субъективных таинств бытия. Главный постулат: не «как», а «что». Логика конструкции, взамен логики функции, теперь ставится на первый план. 
Мис ван дер Роэ не имел профессионального образования, но воспринимал технику как часть современной культуры, прямой источник эстетики. Стремление к универсальной форме, ставилось в зависимость от всеобщих закономерностей конструкции. Гармония форм, отвлеченная от преходящего, отражала недоступную часть познания. Мир – считал он – можно сделать лучше через материализованные метафоры высшей истины и скрытый «надчеловеческий» порядок (архитектуру). Цель – раскрытие высшего смысла жизни, материалом же для ее осуществления является современная технология. Данная концепция полностью аргументировалась и основывалась на мировоззрениях Фомы Аквинского и имела под собой базу позитивного восприятия трансформации в сфере технологий тех лет. 
Поэтической метафорой вышеописанных идей стал павильон Германии на Международной выставке в Барселоне (1929 год). 


Метафора конструкции здесь связана с метафорой пространства – динамичного, направляемого в своем течении, не замкнутого, не изолированного от космической целостности внешнего пространства. Толчок «выражения духа через пространство», продемонстрированный здесь, соответствует идее Шпенглера, где чистое безграничное пространство воспринимается как прасимвол фаустовской западной души (соответствующая параллель прослеживается у Ф.Л. Райта и Э. Лисицкого). В павильоне точно отражены отношения плоскостей, формирующих пространство, конструктивные узлы, сопоставления цвета и фактуры материалов. Плоскую плиту покрытия постройки несут тонкие металлические опоры; стены, освобожденные от конструктивной функции, только расчленяют и организуют пространство. Они не образуют законченных объемов. Не замыкают пространство, а лишь направляют на непрерывное течение. Отсутствует четкая граница между внешним и внутренним пространством. Его ритмику организует равномерная сетка опор – тонких хромированных столбов крестообразного сечения. Выразительность позиции усилена контрастами материалов – облицовкой стен, стекла, гармонией цвета и сверкающей стали опор, строгих очертаний водоема с бронзовой скульптурой внутри него (Георг Кольбе). 



На последней стоит остановиться отдельно, т.к. она имеет символическое значение. Девушка, погруженная в воду, знаменует собой человека, находящегося на определенной ступени развития. Архитектор же, подобно свету ослепительного солнца, с помощью изменения среды обитания, в которой человек находится, способен вывести его на новый уровень развития, добиться слияния его с тайным мироустройством и обрести самого себя . 
В 1930-х гг. Мис и далее совершенствует свой стиль, который налаживается на всю архитектурную мысль Баухауза его заключительной фазы. Конструктивные и функциональные идеи, которые  развивает в своих проектах и постройках Л. Миса ван дер Роэ в свою очередь приносят определенный эстетический эффект. Его создают четкий графический рисунок каркаса и стеклянные поверхности высотных домов, гибкая планировка малоэтажных зданий, отвечающая функциональному предназначению свободно соединенных друг с другом помещений. Форма теперь не следует функции, но функция следует форме, производится поиск архетипа формы как таковой. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий