суббота, 14 февраля 2015 г.

В истории русской мысли идея о "граничащей с безумием агрессии" слабых, расслабленных людей наиболее четко выражена Вересаевым в книге "Живая жизнь". Он отмечает, что люди, которым не хватает "силы жизни", склонны к эпизодическим проявлениям экстаза, буйства в моменты возникновения "избытка сил". Эти, обычно кратковременные, вспышки носят патологический характер, но они очень мощные. Примерами таких вспышек Вересаев считает и экстатические радения у сектантов - людей возбудимых и изнуренных постами, и припадки у кликуш, и буйство домашних животных, оказавшихся на воле, и античных вакханок, живущих в обычные, не праздничные дни затворницами. Следствием подобного состояния можно считать поведение героев Достоевского - Раскольникова или Кириллова, которые пытаются найти силу у дьявола, ибо лишены силы от Бога. Одна из причин приступов буйства, по предположению Вересаева, - накопившаяся и долго не имеющая выхода энергия. 

"У существа гармонического, проявляющегося свободно, избыток сил непременно разряжается в действии. Но жизнь часто ставит разнообразнейшие преграды такому разряжению. Мешают внешние условия, мешает временное состояние самого существа, мешает, наконец, основная его организация, соединение резко противоборствующих инстинктов, устремлений.Тогда силы уродливо скопляются и сжимаются внутри, как пар в замкнутом пространстве, получается "избыток сил", который разрешается взрывом. В жизни человеческой много дисгармонии, - поэтому много и дионисического избытка сил, и вытекающего из него оргийного безумия".