(1889-1948)
|
Поэма-коллаж "Прасоната" (1922-1923) |
Художник, прославивший свой родной город Ганновер как один из центров искусства Германии. После войны Курт, сжигая за собой все мосты, создаёт собственное направление, сыгравшее в дальнейшем большое значение в развитии американского поп-арта.
|
Маленький дадаистский вечерок (1922) |
|
Merz 231 (1923) |
Он создаёт из отходов производства рельефы («искусство мусорного ведра»), желая возвеличить их до уровня высокого искусства. В ход идёт всё: обрывки газет, кусочки ткани, этикетки, марки, стружка и пуговицы. Его работы нельзя отнести ни к одному направлению искусства. Свои картины, впрочем, как и специфическое направление, он называл «merz» (слог от слова «kommerz», созвучный с «schmerz», «herz» («боль», «сердце»). К этому направлению он относил всё, включая и самого себя. По его мнению «merz» - это «создание связей между всеми существующими на свете вещами».
|
Merz 31 (1920) |
|
Рельеф с крестом и квадратом (1924) |
В 1919 г. Швиттерс положил начало своему главному труду – «Hannover Merzbau», также известный как «Собор эротической нищеты». Начавшийся в пределах одной комнаты и, впоследствии, не имеющий конца, он расширяется на весь дом и каждодневно деформируется. Арт-объект представляет собой сборный характер, вобрав в себя архитектуру, скульптуру и изобразитльное искусство. Первое «Merzbau» было представлено в 1927 г.